| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

от 27 ноября 2000 г. N ГКПИ 2000-1295

 

Именем Российской Федерации

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

 

    председательствующего -

    судьи Верховного Суда РФ                     Романенкова Н.С.,

    при секретаре                                    Жуковой И.В.,

    с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.

 

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Слободенюка Владимира Борисовича о признании частично недействительным подпункта 2.1.1 пункта 2.1 "Правил дорожного движения Российской Федерации", утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090,

 

установил:

 

Слободенюк В.Б. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой о признании частично недействительным подпункта 2.1.1 пункта 2.1 "Правил дорожного движения Российской Федерации", утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, в части возложения обязанности на водителя механического транспортного средства иметь при себе временное разрешение на право управления транспортным средством.

Как пояснил в судебном заседании заявитель Слободенюк В.Б., согласно Федеральному закону "О безопасности дорожного движения" водитель не должен иметь при себе два документа на управление транспортным средством.

"Правила дорожного движения Российской Федерации" приняты до вступления в силу настоящего Федерального закона и не приведены в соответствие с ним.

Органы исполнительной власти на местах постоянно увеличивают размеры оплаты за выдачу временных разрешений на управление транспортом.

Представители заинтересованного лица Правительства Российской Федерации Быченкова И.В. и Антонов С.Н. возражали против удовлетворения жалобы, т.к. оспариваемое положение "Правил дорожного движения Российской Федерации" не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.

Выслушав объяснения заявителя Слободенюка В.Б., представителей Правительства РФ Быченковой И.В. и Антонова С.Н., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" предусматривает, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 утверждены "Правила дорожного движения Российской Федерации". В указанный нормативный акт в последующем вносились изменения и дополнения Постановлениями: от 8 января 1996 г. N 3, от 31 октября 1998 г. N 1272, от 21 апреля 2000 г. N 370.

Согласно подпункту 2.11 пункта 2.1 "Правил дорожного движения Российской Федерации" водитель механического транспортного средства обязан: иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, а также дружинникам и внештатным сотрудникам милиции для проверки:

водительское удостоверение и временное разрешение на право управления транспортным средством, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение;

регистрационные документы на транспортное средство;

документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;

в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз.

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Российской транспортной инспекции лицензионную карточку, путевой лист и товарно - транспортные документы.

Из объяснений представителей заинтересованного лица Правительства РФ Быченковой И.В. и Антонова С.Н. следует, что после сдачи квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами гражданин получает водительское удостоверение и временное разрешение на право управления транспортным средством.

При совершении нарушения, за которое в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством, у водителя изымается водительское удостоверение, о чем делается запись в протоколе о правонарушении, а также во временном разрешении на право управления транспортными средствами.

Временное разрешение позволяет водителю реализовывать свое право на управление транспортными средствами до решения вопроса об ответственности за совершенное правонарушение. Размер оплаты за выдачу временного удостоверения оспариваемым нормативным актом не решается.

В соответствии с частью 5 статьи 244 КоАП РСФСР при совершении нарушения, за которое в соответствии с настоящим Кодексом может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством, у водителя (судоводителя) изымается водительское удостоверение, о чем делается запись в протоколе о правонарушении, а также во временном разрешении на право управления транспортными средствами. После уплаты штрафа водительское удостоверение возвращается владельцу.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает наличие у водителя наряду с водительским удостоверением временного разрешения на право управления транспортными средствами и доводы заявителя о том, что обязанность водителя механического транспортного средства иметь при себе временное разрешение установлена только подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 "Правил дорожного движения Российской Федерации", являются неправомерными.

Суд считает также несостоятельными доводы жалобы о нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в п. 2 ст. 27 предусматривает, что право на управление транспортным средством подтверждается соответствующим удостоверением.

Наличие у водителя механического транспортного средства водительского удостоверения и временного разрешения ни в коей мере не нарушает права гражданина на управление транспортными средствами, предусмотренные статьей 24 названного Федерального закона.

Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта соответствуют действующему законодательству, приняты Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий и не нарушают права и законные интересы гражданина, жалоба Слободенюка В.Б. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

жалобу Слободенюка Владимира Борисовича о признании частично недействительным подпункта 2.1.1 пункта 2.1 "Правил дорожного движения Российской Федерации", утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, в части возложения обязанности на водителя механического транспортного средства иметь при себе временное разрешение на право управления транспортным средством, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2024