| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2011 г. по делу N А53-22723/2010

 

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2011 г.

Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Леоновой О.В. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от прокуратуры Ростовской области - Рылькова Н.А. (удостоверение), от ответчика - администрации г. Гуково - Яковлева Е.В. (доверенность от 11.01.2011), в отсутствие ответчиков: общества с ограниченной ответственностью "Оригинал" (ИНН 6144001430, ОГРН 1026102023606), общества с ограниченной ответственностью "Такси" (ИНН 6144008107, ОГРН 1026102025685), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Экспресс", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу администрации г. Гуково на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.12.2010 (судья Гришко С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011 (судьи Пономарева И.В., Величко М.Г., Ванин В.В.) по делу N А53-22723/2010, установил следующее.

Прокуратура Ростовской области (далее - прокуратура) обратилась в арбитражный суд с иском к администрации г. Гуково (далее - администрация), ООО "Оригинал", ООО "Такси" о признании недействительными заключенных администрацией с ООО "Такси" и ООО "Оригинал" дополнительных соглашений от 04.06.2010 к договорам от 23.01.2009 N 3, от 20.01.2009 N 4 на право осуществления пассажирских перевозок автотранспортными средствами общего пользования на маршрутах г. Гуково.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Экспресс".

Решением от 21.12.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.03.2011, иск удовлетворен. Суд исходил из того, что оспариваемые дополнительные соглашения противоречат статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; при их заключении администрация нарушила нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", не убедившись в том, что техническое состояние автотранспортных средств ООО "Такси" и ООО "Оригинал" соответствует предъявляемым требованиям к пассажирским перевозкам, а также не проверив гарантированность качественного обслуживания населения.

В кассационной жалобе администрация просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению заявителя жалобы, оспариваемые дополнительные соглашения являются элементом административного регулирования органами местного самоуправления правоотношений с перевозчиками на территории муниципального образования и не являются сделками, поэтому к спорным правоотношениям неправомерно применена статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ответчиками при заключении дополнительных соглашений не нарушены императивные нормы закона.

В отзыве на жалобу прокуратура просит оставить судебные акты без изменения.

Изучив материалы дела и выслушав представителей прокуратуры и администрации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.

Из материалов дела видно, что по результатам конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Гуково администрация заключила договоры с ОАО "Гуковское ПАТП", ООО "Экспресс", ООО "Такси" от 23.01.2009 и ООО "Оригинал" от 30.01.2009.

Комиссией по регулированию рынка пассажирских перевозок в муниципальном образовании "Город Гуково" (далее - комиссия) в связи с неоднократным нарушением договорных обязательств принято решение считать расторгнутыми в одностороннем порядке договоры от 23.01.2009 N 1, 2, заключенные администрацией с ОАО "Гуковское ПАТП" и ООО "Экспресс", и передать обслуживаемые этими лицами маршруты ООО "Такси" и ООО "Оригинал" (протоколы от 11.02.2010, 28.05.2010). Администрация направила указанным лицам соответствующие уведомления (от 11.02.2010 N 6112/465; от 31.05.2010 N 6112/2096).

В связи с расторжением названных договоров комиссия приняла решение о подготовке администрацией проекта распоряжения о проведении конкурса на право предоставления транспортных услуг населению города, передаче маршрутов ООО "Такси", ООО "Оригинал" согласно поданным ими заявкам до подведения итогов очередного конкурса (протокол от 04.06.2010).

4 июня 2010 г. администрация заключила с ООО "Такси" и ООО "Оригинал" дополнительные соглашения к договору от 23.01.2009 N 3 и к договору от 30.01.2009 N 4 о передаче маршрутов, ранее обслуживаемых ОАО "Гуковское ПАТП" и ООО "Экспресс".

Поскольку администрация передала право осуществления пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Гуково без проведения конкурса, прокуратура обратилась с иском в суд.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусматривает обязанность органов местного самоуправления по организации дорожного движения и регулированию деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и дорожном хозяйстве (статьи 5, 21).

Постановлением мэра г. Гуково от 07.07.2009 N 791 (в редакции постановления от 09.12.2009 N 1586) утверждены Правила организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в муниципальном образовании "Город Гуково", Положение о формировании и выполнении заказа на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, Положение о проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании "Город Гуково" (приложения N 1, 2, 3).

В силу пунктов 1.3, 1.4 Положения о проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом конкурсы проводятся в целях выявления обладателей преимущественного права выполнения пассажирских автоперевозок на городских маршрутах, обеспечивающих лучшие условия выполнения заказа на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Организатором конкурса является администрация города, выполняющая функции заказчика (организатора) пассажирских перевозок. По итогам конкурса администрация заключает с победителем договор на транспортное обслуживание населения (раздел 3 Положения о формировании и выполнении заказа на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом).

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из того, что оспариваемые дополнительные соглашения заключены без обеспечения возможности равного доступа всех участников товарного рынка услуг автомобильных перевозок для заключения такого договора, что противоречит положениям пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Доказательств обратного ответчики не представили.

Администрация заключила дополнительные соглашения в связи с тем, что договоры с предыдущими перевозчиками расторгнуты, а необходимость предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения на спорных маршрутах не отпала. Однако из условий дополнительных соглашений и иных документов не следует, что они заключены временно, и воля администрации направлена на соблюдение баланса интересов населения и участников товарного рынка услуг автомобильных перевозок.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о ничтожности дополнительных соглашений к договорам на право осуществления пассажирских перевозок в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что договоры на право осуществления пассажирских перевозок и дополнительные соглашения к ним не обладают признаками сделки (статьи 153, 420 Гражданского кодекса Российской Федерации) и к ним не применимы положения статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, основаны на неверном толковании закона.

Судебные акты приняты судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с нормами материального и процессуального права, основания для их отмены отсутствуют, поэтому доводы жалобы надлежит отклонить.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.12.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011 по делу N А53-22723/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

К.К.АЙБАТУЛИН

 

Судьи

О.В.ЛЕОНОВА

Ю.В.РЫЖКОВ

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2024