АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 августа 2011 г. по делу N А60-24499/2011
Резолютивная часть решения объявлена 18
августа 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 25
августа 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в
составе судьи Н.Г. Филипповой, при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Ю.П. Мусиенко, рассмотрел в судебном заседании
дело по заявлению
Муниципального учреждения
"Управление жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 6617009519, ОГРН
1046600973308)
к ОГИБДД Отдела внутренних дел по
Городскому округу Краснотурьинск
о признании недействительным
постановления по административному делу,
при участии в судебном заседании
от заявителя: О.В. Леонтьева,
представитель по доверенности N 1 от 16.02.2011,
от
заинтересованного лица: не явился, о времени и месте рассмотрения заявления
извещен надлежащим образом (уведомление от 02.08.2011), в том числе публично,
путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте
суда.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные
права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявитель ходатайствует о приобщении к
материалам дела документов. Ходатайство удовлетворено.
Муниципальное учреждение "Управление
жилищно-коммунального хозяйства" просит признать незаконным и отменить
постановление от 30.06.2011 N 007714 о назначении административного наказания.
Заинтересованным лицом представлен отзыв,
требования не признает.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Государственным инспектором дорожного
надзора отдельного взвода дорожно-патрульной службы ОГИБДД отдела внутренних
дел по городскому округу Краснотурьинск старшим лейтенантом милиции Г.В. Резниковым составлен акт выявленных недостатков от
18.06.2011, согласно которому в районе дома N 44 по ул. Ленина (городская
площадь) городского округа Краснотурьинск в нарушение требований п. 4.2 ГОСТ Р 50597-93, п. 6.2 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствует
горизонтальная разметка на проезжей части дороги 1.3, разделяющая
транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре
полосы движения и более. В отношении заинтересованного лица составлен протокол
об административном правонарушении от 20.06.2011 N 007714, вынесено
постановление от 30.06.2011 N 66 ЮЛ 007714 по делу об административном
правонарушении.
Муниципальное учреждение "Управление
жилищно-коммунального хозяйства" признано виновным в совершении
административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде
штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным
постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о
признании его незаконным.
Оценив фактические обстоятельства,
исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав доводы
представителя лица, участвующего в деле, суд полагает, что требования заявителя
подлежат удовлетворению.
Согласно статье
12.34 КоАП РФ нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог,
железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для
дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению
помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на
отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает
безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на
юридических лиц в размере от
двадцати до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является
безопасность дорожного движения. Под безопасностью дорожного движения в
соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196 "О
безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) понимается
состояние данного процесса, отражающего степень защищенности его участников от
дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Содержание и ремонт
автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и
стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Статьей 12 Закона N 196-ФЗ установлено,
что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны
обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению
соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам,
стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на
лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Статьями 21, 22 названного
Закона предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения в целях
повышения его безопасности и пропускной способности дорог осуществляются
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и
физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе
комплексного использования технических средств и конструкций, применение
которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и
предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Согласно ГОСТ
Р 52289-2004 "Технические средства организации
дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров,
дорожных ограждений и направленных устройств", утвержденному приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004
N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004), устанавливающему
правила применения технических средств организации дорожного движения, к
техническим средствам относятся дорожный знак, разметка, светофор, дорожное
ограждение и направляющее устройство. Согласно ГОСТ 52765-2007 "Дороги
автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация",
утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии от 23.10.2007 N 269-ст дорожная разметка - это линии, надписи и
другие обозначения на проезжей части с усовершенствованным покрытием, бордюрах,
дорожных сооружениях и элементах обустройства дорог, информирующие участников
дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги.
ГОСТ Р 52289-2004 определено, что под дорожной
разметкой понимаются линии, стрелы и другие обозначения на проезжей части,
дорожных сооружениях и элементах дорожного оборудования, служащие средством
зрительного ориентирования участников дорожного движения или информирующие их
об ограничениях и режимах движения (пункт 3.8). Требования к эксплуатационному
состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к
эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности
дорожного движения", утвержденным постановлением Госстандарта Российской
Федерации от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р
50597-93). В соответствии с пунктами 4.2.2; 4.2.3 этого документа дорожная
разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время
суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть
восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной
разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при
выполнении ее краской и более 25% - термопластичными материалами. Требования
стандарта являются обязательными и должны обеспечиваться организациями, в
ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов
и других населенных пунктов.
Пунктом 13 Основных
положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности
должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, являющихся
приложением к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090
установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог,
железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги,
железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения
в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов,
норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения,
запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда
пользование ими угрожает безопасности движения.
С учетом анализа приведенных норм суд
пришел к выводу о том, что субъектом административного правонарушения,
ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ, являются лица,
уполномоченные осуществлять содержание, эксплуатацию и ремонт дорог и дорожных
сооружений.
Судом по материалам
дела установлено, что в соответствии с Уставом Муниципальное учреждение
"Управление жилищно-коммунального хозяйства" является учреждением,
созданным в целях осуществления функций муниципального заказчика по организации
размещения муниципального заказа на выполнение работ по содержанию и текущему
ремонту объектов внешнего благоустройства; по осуществлению контроля за
содержанием автомобильных дорог местного значения.
В рамках осуществления уставной
деятельности Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального
хозяйства" по результатам открытого аукциона заключило муниципальный
контракт от 11.01.2011 г. N 10 с обществом с ограниченной ответственностью
"Грузовик 2005" о выполнении работ по нанесению разметки на
автодорогах городского округа. Начало выполнения работ стороны определили
01.04.2011, их окончание - 31.08.2011 г.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу
о том, что лицом, ответственным за нанесение разметки на соответствующем
участке автомобильной дороги является ООО "Грузовик 2005".
В соответствии с частями 1, 3 статьи 26.1
КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том
числе наличие события административного правонарушения и виновность лица в
совершении административного правонарушения.
Судом установлено и из материалов дела
следует, что Учреждению вменяется нарушение правил содержания автомобильных
дорог, а именно: в нарушение требований п. 4.2 ГОСТ Р
50597-93, п. 6.2 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствует горизонтальная разметка на
проезжей части дороги 1.3, разделяющая транспортные потоки противоположных
направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более.
Судом установлено, что в процессе исполнения
муниципального контракта заинтересованным лицом приняты все исчерпывающие меры,
направленные на выполнение предусмотренных контрактом работ по нанесению
разметки на обследованном участке автомобильной дороги.
Нанесение дорожной
разметки на автодороге осуществлялось в соответствии Постановлением
Администрации городского округа Краснотурьинск N 804 от 11.06.2010 года
"Об организации движения по улицам Ленина и Бульвар Мира в районе
центральной площади", схемой дислокации дорожный знаков по улице Ленина в
районе центральной площади, являющейся приложением N 1 к названному
постановлению, не предусматривающих нанесение горизонтальной разметки на
проезжей части дороги 1.3. Данные
документы 25.03.2011 г. согласованы с ГИБДД ОВД по ГО
"Краснотурьинск" без замечаний.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП
РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное
действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено,
что лицо подлежит административной ответственности только за те
административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Виновность лица в совершении
административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих
выяснению по делу об административном правонарушении (пункт 3 статьи 26.1 КоАП
РФ).
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации вина юридического лица должна быть
установлена и доказана административным органом.
Пленум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 16 постановления
от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике
при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что
выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения
осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об
административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих
правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также
на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно подпункту 6 части 1 статьи 29.10
КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть
указано, в том числе мотивированное решение по делу.
Суд, исследовав представленные в дело
доказательства, пришел к выводу о том, что ни протоколом об административном
правонарушении, ни постановлением об административном правонарушении, не
установлена вина юридического лица в совершении вмененного правонарушения.
Арбитражные суды первой и апелляционной
инстанций, оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами
доказательства, пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях
Учреждения признаков состава административного правонарушения, предусмотренного
статьей 12.34 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать постановление от 30.06.2011
г. 66 ЮЛ N 007714 по делу об административном правонарушении в отношении
Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального
хозяйства" незаконным.
Производство по делу прекратить.
3. Решение по настоящему делу вступает в
законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана
апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не
отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления
арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу об оспаривании решения
административного органа о привлечении к административной ответственности, если
размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает
для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей -
пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной
инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке
апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в
течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в
арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший
решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения
формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети
"Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке
апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения
дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного
суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на
основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения
административного органа о привлечении к административной ответственности
не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на
основании этого судебного акта.
Судья
ФИЛИППОВА Н.Г.