ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 28 сентября 2011 г. по делу N 21-75/2011г.
Судья:
Квасков С.М.
Судья Липецкого областного суда Букреев Д.Ю., рассмотрев жалобу Б. на решение судьи Данковского городского суда Липецкой области по жалобе на
постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением инспектора ДПС ОГИБДД ОВД
по Данковскому району Липецкой области от 16 июля
2011 года Б. признан виновным в совершении административного правонарушения,
предусмотренного ч. 1 ст. 12.9 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде
административного штрафа в размере 100 рублей.
Согласно постановлению, 16 июля 2011 года
в 05 час. 00 мин. Б. управлял автомобилем "Киа-Спектра"
рег. знак <...> на автодороге в районе села Новоникольское Данковского района Липецкой области при скорости 75 км/ч, в
то время как разрешенная скорость составляла 60 км/ч.
Решением судьи Данковского
городского суда Липецкой области от 18 августа 2011 года постановление
оставлено без изменения.
В жалобе Б. просит об отмене
постановления административного органа и решения судьи, указывая на составление
протокола об административном правонарушении после вынесения постановления, и
без его уведомления об этом процессуальном действии.
Изучив материалы дела, проверив
изложенные в жалобе доводы, признаю постановление по делу об административном
правонарушении и решение судьи подлежащими отмене.
Согласно ч. 1 ст. 12.9 КоАП РФ превышение
установленной скорости движения транспортного средства на величину не менее 10,
но не более 20 километров в час, влечет наложение административного штрафа в
размере ста рублей.
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о
совершении административного правонарушения составляется протокол, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи
28.6 Кодекса.
Согласно ст. 28.6 КоАП РФ в случае, если
при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается
административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа,
протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным
на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения
выносится постановление по делу об административном правонарушении
о назначении административного наказания в виде предупреждения или
административного штрафа в порядке, предусмотренном статьей 29.10 Кодекса (ч.
1).
В случае если лицо, в отношении которого
возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события
административного правонарушения и (или) назначенное ему административное
наказание, составляется протокол об административном правонарушении (ч. 2).
В случае выявления
административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса и
зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных
технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или
средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении
не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении
выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об
административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10
Кодекса. Копии постановления по делу об административном
правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в
автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и
киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи,
направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном
правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со
дня вынесения указанного постановления (ч. 3).
Как видно из материалов дела, вмененное
Б. правонарушение было выявлено непосредственно инспектором ГИБДД с
использованием прибора "Визир", то есть без применения средств
автоматического наблюдения.
Соответственно, в данном случае
административное преследование должно было осуществляться (и осуществлялось фактически)
в порядке, определенном частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ, то есть с участием лица,
в отношении которого ведется производство по делу.
При этом действовали и положения части 2
статьи 28.6 КоАП РФ о необходимости составления протокола об административном
правонарушении в случае оспаривания лицом события правонарушения или
назначенного наказания, относящиеся к любой форме очного административного
производства.
В постановлении об административном
правонарушении содержится собственноручное заявление Б. о том, что он не
нарушал ПДД РФ, двигаясь со скоростью 60 км/ч, что равнозначно оспариванию
события правонарушения.
Коль скоро такое заявление имело место,
постановление не могло быть вынесено в упрощенном порядке (без составления
протокола).
По показаниям инспекторов ГИБДД Н. и К.,
до вынесения постановления Б. признавал факт нарушения скоростного режима,
однако затем стал это обстоятельство оспаривать, в связи с чем на месте был
составлен протокол об административном правонарушении (то есть уже после
вынесения постановления).
В постановлении об административном
правонарушении указано, что оно вынесено 16 июля 2011 года в 05 час. 05 мин., а
согласно протоколу об административном правонарушении, он составлен 16 июля
2011 года в 05 час. 10 мин.
Поскольку протокол об административном
правонарушении является актом обвинения лица в совершении правонарушения, а его
составление означает возбуждение дела, он не может быть составлен после
вынесения постановления, то есть после рассмотрения дела.
Иное означает нарушение процессуальных
прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, включая право на защиту.
Указание в части 2 статьи 28.6 КоАП РФ о
необходимости составления протокола об административном правонарушении не
только в связи с оспариванием события правонарушения, но и в случае несогласия
с назначенным наказанием, не означает применительно к последнему случаю, что
протокол может составляться после вынесения постановления о назначении
наказания, которое оспаривается.
Поэтому в рассматриваемой ситуации, после
выражения Б. несогласия с назначенным наказанием, должностному лицу
административного органа следовало вынести постановление об отмене
постановления о назначении наказания по причине его оспаривания, после чего
составить протокол и вынести соответствующее новое постановление (определение).
Таким образом, произошел бы переход к
общему порядку производства по делу об административном правонарушении.
Кроме того, Б. выразил несогласие с
вмененным правонарушением не только после назначения наказания, но и до
вынесения постановления, о чем свидетельствует его заявление в постановлении,
приведенное выше.
Допущенное процессуальное нарушение, как
препятствующее всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, в силу
ст. 30.7 КоАП РФ, влечет отмену постановления и решения по жалобе на
постановление, а с учетом истечения установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока
давности привлечения к административной ответственности, производство по делу
подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП
РФ, судья
решил:
Постановление инспектора ДПС ОГИБДД по Данковскому району Липецкой области от 16 июля 2011 года по
делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.9 КоАП РФ
в отношении Б., и решение судьи Данковского
городского суда Липецкой области от 18 августа 2011 года по жалобе на
постановление отменить.
Производство по делу об административном
правонарушении прекратить.
Судья
БУКРЕЕВ Д.Ю.